Главное -> Статьи -> История джинсов

История джинсов

Джинсам - полтора века!
Джинсам исполнилось 150 лет
Пожалуй, нет в мире более популярной одежды, чем джинсы.
Оглянитесь — они на каждом втором человеке. А первые смастерил немецкий
эмигрант в США Леви Страус еще в начале 1850-х. Идею штанов подсказала жизнь —
Америку затрясло в золотой лихорадке, золотоискатели нуждались в одежде, не
знающей сносу. И Страус сшил штаны из грубой итальянской ткани «Джино», краску
выбрал самую дешевую — индиго и назвал свое детище «джинсами». А в 1860 году
снабдил их пятью карманами и заклепками — для удобства все тех же охотников за
золотом. Сто лет задумка немца была на задворках моды, ее ассоциировали с
рабочими, шахтерами, жителями глухой деревни. Тогда никто не мог и
предположить, что у этих дешевых штанов из суперпрочной ткани будет такое
блестящее будущее. Их «папа» даже не спешил патентовать свое изобретение,
считая, что никто другой не возьмется производить грубую одежду. «Как
говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Великая депрессия 1930-х
заставила Levis (в названии фирмы немец «скрестил» свое имя и первую букву
фамилии.) завоевывать более широкую аудиторию — крестьяне и рабочие уже больше
думали о куске хлеба, нежели о новых брюках, — рассказывает историк Александр
Васильев. — Для этого сняли серию рекламных роликов с ковбоями. Сделали упор на
то, что джинсы — штаны для сильных, уверенных в себе мужчин. Дела фирмы пошли в
гору».
В годы Второй мировой войны джинсы примерили женщины:
во-первых, экономно, во-вторых, удобно. В это же время джинсы проникают в
Европу и становятся очень популярными, в основном благодаря своей цене.
Например, костюм во Франции стоил 75 франков, а джинсы — 2. В конце 1950-х и
вовсе началась джинсовая революция — штаны Леви надели на себя поп-короли и
звезды Голливуда. А после того как Элвис Пресли снял клип «Тюремный рок», где
все заключенные были одеты в джинсовую одежду, началась настоящая джинсовая
лихорадка. Молодежь уловила посыл кумиров: джинсы — это символ свободы и
сексуальности.


1960 — 1970
«Появляются рваные джинсы, потертые, — рассказывает дизайнер
Оксана Караванская. — В 1961 году их стали продавать в мировой столице моды
Париже. Консервативные и влиятельные дома моды создают эксклюзивные джинсовые
коллекции Calvin Klein, Gavalli».
В конце 1960-х джинсы прибыли в СССР. Их продемонстрировали
советским людям на показе Шанель в Кремлевском дворце. С этого дня они
становятся такой же заветной мечтой для советского человека, как и авто. За
джинсы граждане выкладывали по 250 рублей (у большинства зарплата была чуть
больше ста), но считалось, что буржуазную одежду носят тунеядцы и вольнодумцы.
Но именно в этот период вся золотая молодежь Москвы щеголяла в «клешах», а вся
остальная молодежь страны честно мечтала о таких. «Клеши» дизайнеры подсмотрели
у моряков, в тот период тема моря была очень актуальной. Интересно, что идея
превратить спецодежду моряков в модную новинку пришла нескольким дизайнерам
одновременно. На одном из показов в Лос-Анджелесе даже вышел конфуз — два
дизайнера одновременно представили одинаковые коллекции штанов узких в талии и очень
широких книзу.


1980
В 80-е впервые появляются варенки. Несколько лет они будут
оставаться самой модной одеждой во всем мире. В СССР достать настоящие варенки
было практически невозможно, поэтому многие варили штаны сами.
«Варенки могли быть разного кроя: на резинке и широкие,
очень узкие, облегающие, они становились предметом помешательства обоих полов,
— говорит Оксана Караванская. — Я помню одно время на варенках стали модными
такие разводы, словно краску на них разлили. Так вот, в студенческие годы мы
брали простую белую краску, которой люди красили окна и батареи, и сами
кисточкой рисовали. А многие после беспощадной варки рвали джинсы и скрепляли
места разрыва булавками в панковском стиле».

В этот период появляются и первые советские джинсы с диким
названием «Внешпосылторг». Интересно, что технологию наши подсмотрели в Индии,
и джинсы эти были не так и плохи, но кожаный лейбл «Внешпосылторг» вызывал
такое же недоумение, как и советская жвачка «Мятная», то есть возникало
ощущение чего-то поддельного. В результате советский лейбл меняют на более
привлекательный с английской аббревиатурой. Но все равно все старались достать
заграничные джинсы с модным лейблом LEVI’S или LEE. Считалось, что джинсы буду
выглядеть презентабельнее, если ремень продеть через лейбл — как же, крутизну
теперь видно всем. А если лейбл пришит намертво, то его для этого специально
подрезали.
А вот история штанов широких в бедрах и узких книзу,
сменивших варенки, началась с провала. На первую коллекцию никто не обратил
внимания. И только после того как компания LEVI’S придумала для них название
«бананы», модель стала продаваться успешнее, и всего за несколько месяцев
бананы стали любимой одеждой и мужчин, и женщин.


1990
Тонны джинсов хлынули на просторы СНГ. «Первые челночники
просто озолотились, — вспоминает харьковский бизнесмен Валерий Олейник. — Мы с
женой продали в 1990-м однокомнатную квартиру за $700, купили в Турции две
сотни джинсов, ужасно некачественных, с поддельными лейбами известных марок,
продавали их в три раза дороже — к нам очередь стояла! И за первую же поездку
отбили гостинку. Бум на джинсы был год, потом появились джинсовые курточки — и
все повторилось. Помню, прозрел на первом звонке у своего сына — вся школа была
в джинсовых костюмах. Впечатление было, что это новая форма». В мире начинаются
эксперименты с дизайном джинсов: «Дольче & Габбана» создают самые дорогие
на то время штаны — с бриллиантами. Стоимость одних только камешков — $3000.


2000 — 2010
2000-е годы повторили всю джинсовую историю в ускоренном
темпе. За 10 лет в моде успели побывать классические модели, клеши с заниженной
талией, трубы, варенки и экстравагантные зуавы (с отвислой частью между
штанин). При этом технология их производства осталась на уровне довоенном. «Я
была поражена, когда узнала, что до сих пор все потертости, порезы делаются
вручную специальными щетками, «швабрами», наждачками, — рассказывает дизайнер
Оксана Караванская. — Новый «рецепт» создали только итальянцы — работают с
помощью лазера. Они тщательно оберегают придумку. Я была на заводе в Польше.
Так там человек только загружает материал в машину, а управление процессом
ведут итальянцы дистанционно из Италии».

В отличие от 90-х, когда модные торговые марки могли
продавать пару эксклюзивных джинсов за $3000—4000, сегодня — самые дорогие
стоят максимум — $200, у нас — $300—400. Дело в том, что дома моды теперь
делают несколько линий, как эксклюзивных, так и рассчитанных на массовую
аудиторию.

А вот за старые модели из бабушкиных сундуков можно выручить
несколько тысяч долларов. Черные женские джинсы с молнией (кстати, она
появилась перед войной и была настоящим шоком для консервативных дам) на
авторитетном интернет-аукционе «eBay» недавно были проданы за $4 тыс.

За 150 лет истории было создано несколько тысяч видов
джинсов. Самые популярные и до сегодня — «Classic style», созданные в 1890
году: прямые брюки на широком поясе с кучей металлических заклепок. «Destroy
style» — разрушительный стиль: мятые, протертые до дыр джинсы, края не подшиты,
а обрублены. «Second hand style» — секонд хенд. Но не думайте, что их кто-то
долго-долго носил. Это абсолютно новые брюки, просто они выглядят так. Их
искусственно отстаривают при помощи пемзы, песка или тертого кирпича. «Vanguard
Style» — авангард. Необычный крой, яркая отделка, всевозможные примочки.
«Сейчас возвращаются бананы, — говорит дизайнер Андре Тан. — Но четкой
идеологии для джинсов в наше время нет — в шкафу могут соседствовать строгие
штаны с очень рваными-хулиганскими и вы все равно будете считаться модником». А
чтобы все джинсы были мягкими и нежными, как кожа младенца, стоит вытащить из
сушилки их влажными и провести несколько раз утюгом.

 
разработка сайта веб-группа «Дабл Ю»